Категории и виды разрешенного использования земель

Сегодня становиться актуальным вопрос экономически эффективного и экологически безопасного использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения, учета экологических факторов при их экономической оценке чрезвычайно актуальны как с научной, так и с практической точки зрения.  Участок земли

Оборот земель сельскохозяйственного назначения

К землям с/х назначения относятся земли, которые используются:

  • гражданами для ведения частного хозяйства, огородничества, садоводства, выпаса скота и сенокошения;
  • компаниями для ведения сельскохозяйственного товарного производства;
  • научными, исследовательскими и учебными учреждениями, сельскими профессиональными училищами и школами — для исследовательских и учебных задач;
  • предприятиями, учреждениями и компаниями, религиозными организациями и объединениями граждан — для ведения подсобного сельского хозяйства.

Земельные участки с/х назначения могут покупать в собственность по гражданско-правовыми договорам только:

  • Граждане России;
  • Фермерские хозяйства, созданные в соответствии с законом;
  • Государство в лице центрального органа исполнительной власти.

Законом не предусмотрены требования к информации о субъектах, что может привести к нерациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Так, например, если такой земельный участок попадет к лицу, который ничего не понимает в земельных ресурсах и сельском хозяйстве, это может привести к тому, что земля будет использоваться неправильно и потеряет свои полезные свойства.

В связи с этим, с целью более рационального использования сельскохозяйственных земель, целесообразно установить несколько требований к субъектам, желающим приобрести земельный участок, а именно: возраст (от совершеннолетия до пенсионного возраста), наличие у лица, желающего приобрести землю образования и опыта соответствующей работы.

Экономическое стимулирование

Сельские территории являются важной подсистемой территориальной организации общества. Ряд ученых дает определение понятия «сельские территории».

Итак, сельские территории объединяют различные составляющие:

  • Природные;
  • Социальны;
  • Производственно-хозяйственные;
  • Политические, которые регулируются территориальными общинами, органами местного самоуправления и государственной власти, бизнеса и общественности.

Реализация мер экономического стимулирования предусматривает:

  • предоставление дотаций и компенсаций тем землевладельцам, которые осуществляют землеохранные мероприятия;
  • предоставление им налоговых льгот;
  • освобождение от платы за землю;
  • предоставление льготных кредитов на приобретение техники для обработки почвы и других работ.

Экономическое стимулирование применяется к тем субъектам хозяйствования, которые проявили себя с положительной стороны в сфере пользования сельскохозяйственной землей.

Перечисленные меры осуществляются органами государственной власти с целью интереса субъектов хозяйствования в организации их деятельности таким образом, чтобы постоянно улучшать состояние земель.

Если экономическое стимулирование является мерой воздействия положительного характера, то привлечение к ответственности является негативным мероприятием организационно-правового обеспечения рационального использования земель с/х назначения.

Ответственность за не правовое использование с/х земель

К землепользователям, которые не соблюдают требования рационального и эффективного землепользования, в законе предусмотрен порядок и механизм применения штрафных санкций или изъятия земель.

Кроме того, с целью обеспечения рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, в проекте Закона «О рынке земель» отдельным разделом предусмотрены основания ответственности за нарушение требований данного закона.

[box type=»download»] Такая ответственность наступает за нарушение порядка представления документов для приобретения земельного участка сельскохозяйственного назначения, проведения торгов и определения победителя, передачи земли новому владельцу.[/box]

Категории земельПри этом мера наказания дифференцирована в зависимости от того, кто совершил правонарушение: орган государственной власти (должностное лицо) или субъект, желающий приобрести земельный участок.

В этой сфере граждане и юридические лица несут административную, гражданскую или уголовную ответственность за следующие нарушения:

  • Составление договоров с нарушением законов;
  • Самовольное занятие земельного участка;
  • Порча сельхоз угодий;
  • Строительство, проектирование и размещение объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
  • Невыполнение правил по использованию земель;
  • Нарушение времени возврата арендуемых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в пригодное состояние;
  • Не проведение рекультивации земель;
  • Сокрытие и искажение данных о состоянии земель;
  • Невыполнение условий нанесения, снятия и сохранения плодородного слоя почвы;
  • Повреждение или разрушение гидротехнических и противоэрозионных сооружений, защитных насаждений;
  • Отклонение от утвержденных проектов землеустройства;
  • Уклонение от госрегистрации и представление неправдивой информации о них;
  • Нарушение времени рассмотрения заявлений об отводе земельных участков;
  • Нарушение времени выдачи документов на собственность на земельный участок.

Оценка земли с/х назначения

Предметом экономической оценки земли является ее экономическое плодородие как способность использовать природные ресурсы и обеспечить более высокую, действительно возможную урожайность.

Уровень экономической производительности земли можно охарактеризовать размером абсолютного урожая при условии равенства между издержками производства и одинаковыми вложениями в землю.

Оценивая экономическую производительность земли через урожайность сельскохозяйственных культур, учитывается, что плодородие почвы — понятие относительное.

Грунт плодородный для одних культур может не быть плодородным для других. Из-за этого уровень экономической производительности земли привязывается к определению производительности и эффективности земледелия по выращиванию как отдельных сельскохозяйственных культур, так и всей продукции с единицы площади.

Важное место в этом деле занимают показатели, характеризующие уровень плодородия, которые отражают ее с наибольшей полнотой и объективностью.

В теории оценки земель выделяются такие принципы:

  • остаточной продуктивности земли;
  • предельной производительности (принцип вклада);
  • растущей и убывающей доходности;
  • оптимальной величины, сбалансированности.

Анализ физической структуры земель сельскохозяйственного назначения

Сельскохозяйственные товаропроизводители заинтересованы в переводе их земельных участков в наиболее производительные и экономичные сельскохозяйственные угодья пашню и многолетние насаждения, что отражает их частные экономические интересы.

С другой стороны — общество заинтересовано в поддержке оптимального состояния сельскохозяйственных ландшафтов, что в свою очередь обеспечивается оптимальным соотношением дестабилизирующих (пашня) и стабилизирующих сельскохозяйственных угодий (пастбища и сенокосы), что отражает публичные, общественные экологические интересы.

Поэтому анализ физической структуры земель сельскохозяйственного назначения, как отдельной категории земель, дает данные для оценки экологического состояния сельскохозяйственного земельного фонда как в целом по стране, так и в разрезе природно-климатических зон страны, а также в разрезе отдельных административно-территориальных единиц.

Использования сельскохозяйственных земель на примере Яготинского района

Типы и подтипы землепользования за пределами населенных пунктов определяются с использованием проекта классификатора видов землепользования, целевого назначения, функционального и разрешенного использования земель.

Используя информацию по распространению агропромышленных групп почв, содержащаяся в проектах инвентаризации земель, проектах установления границ, планах землепользования земель сельскохозяйственных предприятий, создана карта агропромышленных групп почв.

Для обеспечения полноты информации по почвенному покрову территории необходимо ее отслеживание по всем имеющимся источникам, поскольку во время работы выявлена неполнота отражения информации в различных источниках.

По информации отдела земельных ресурсов Яготинской районной государственной администрации, об особо ценных агропроизводственных групп почв, определены соответствующие зоны особо ценных сельскохозяйственных угодий.

[box type=»download»] Наибольшую площадь за пределами населенных пунктов определены для сельскохозяйственного типа землепользования — 3866,69 гектаров (80,2% от общей площади), что указывает на сельскохозяйственное направление использования земель в пределах Годуновского и Жоравского сельских советов.[/box]

В рамках сельскохозяйственного типа определены три подтипа землепользования:

  • полевой (ведение интенсивного сельскохозяйственного производства, вид угодья — пашня);
  • пастбищный (земли, используемые и предлагаемые для использования, как сенокосы и пастбища);
  • специальный (земли под хозяйственными сооружениями и дворами, для обеспечения хранения и переработки сельскохозяйственной продукции).

При определении подтипов землепользования использовались проекты инвентаризации земель и планы землепользования сельскохозяйственных предприятий. По материалам аэрофотосъемки и другой землеустроительной документации определен лесохозяйственный тип землепользования (представлен преимущественно лесами).

Лесохозяйственный тип землепользования объединяет земли, предлагаемые для ведения лесного хозяйства и для предоставления услуг в лесном хозяйстве.

По территории Жоравского сельского совета в пределах сельскохозяйственного типа землепользования, преимущественно в пределах зоны особо ценных сельскохозяйственных угодий, проложен газо-провод. Площадь, необходимая для обеспечения эксплуатации газопровода, зачислена в зону земель, в отношении которых применяются ограничения в использовании.

Внутренний аудит земельных ресурсов

Практическая необходимость внутреннего аудита земельных ресурсов состоит в том, что эта управленческая структура обеспечивает информационную поддержку решений, направленных на эффективное использование с/х земель, что находятся в собственности предприятий, а также на правах постоянного пользования, аренды и других первых пользования.

Предпосылками проведения аудита земель с/х назначения есть:

  • необходимость в получении достоверной информации о финансовом состоянии объекта контроля;
  • обнаружены нарушения земельного законодательства;
  • факты неэффективного или неэкономического хозяйствования.

Аудит земельных ресурсов связан как с системой учетно — аналитического обеспечения, так и с системой ведения государственного земельного кадастра, поэтому он содержит такие виды работ:

  • проверку правоустанавливающих документов на участок;
  • проверку права собственности;
  • проверку задокументированных ограничений на использования земли и ограничения прав на землю;
  • проверку физических свойств земельных участков и развитие прилегающей территории;
  • проверку стоимостной денежной оценки земельных участков;
  • проверку правильности и достоверности отображения в учете и отчетности операций по поступлению, трансформации земельных угодий, их выбытию.

Планирование землепользования

ПоляПланирование землепользования — это процесс принятия решений с целью определения постоянной, социально и экологически ориентированной, общественно желаемой и экономически целесообразной формы использования земель. Планирование землепользования направлено на определенную площадь или пространство, а предметом рассмотрения является форма землепользования в его общественном контексте.

Планирование землепользования является составляющей общегосударственной системы планирования.

Планирование землепользования — это оценки состояния использования земли и альтернативных моделей землепользования и других природных, социальных и экономических условий с целью выбора и освоения видов и типов землепользования, направлений и деятельности, которые являются лучшими для достижения поставленных задач.

Развитие сельскохозяйственного землепользования

На землепользование имеют определенное влияние исторические предпосылки

  • политика;
  • технологии хозяйствования;
  • состояние общества;
  • состояние экономики.

По проведенной статистике, у большинства землепользователей сложная ситуация в эффективном рыночно-ориентированном и экологически сбалансированном развитии сельскохозяйственного землепользования сельских территорий возникла из-за:

  • отсутствия целевой программы развития земельных отношений на долгосрочную перспективу;
  • отсутствия механизмов реализации по развитию сельскохозяйственного землепользования с преобладанием арендных отношений;
  • игнорирования проблемы ресурсно-комплексного подхода к развитию сельских территорий, отсутствия политики по прогнозированию, планированию и механизмов регулирования развития сельскохозяйственного землепользования;
  • отсутствия осуществления землеустройства по зонированию земель, формированию его режима и инвестиционной привлекательности;
  • недооценка важности учета количества и качества земель
  • природоохранных и технологических ограничений в использовании земель, земельных сервитутов. Читайте о публичных сервитутах здесь.
  • отсутствия надлежащего финансирования фундаментальной и прикладной землеустроительной науки.

Мероприятия по развитию землепользования сельских территорий

Для обеспечения сбалансированного развития землепользования сельских территорий необходимо:

  • внедрять новые и совершенствовать существующие системы землепользования, направленные на повышение качественного состояния земель и сохранения и восстановления плодородия почв;
  • осуществлять землеустройство сельских территорий, вновь созданных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с концепцией устойчивого развития и вводить контурно-мелиоративной организацией территории аграрных предприятий;
  • формировать экологическую сеть сельских территорий;
  • принимать меры для завершения инвентаризации земель сельских населенных пунктов и ускорить проведение инвентаризации земель по формам собственности и субъектами хозяйствования;
  • осуществлять зонирование земель с целью установления требований относительно допустимых видов застройки и другого использования земельных участков;
  • вводить эффективный механизм защиты прав на земельные участки;
  • обеспечивать государственный контроль за застройкой и использованием земель;
  • исключить из интенсивного возделывания, деградированные и техногенно загрязненные земли.

Введение указанных мероприятий обеспечит сбалансированное использование природно-ресурсного потенциала, будет способствовать росту социальной защиты населения, развития новых направлений использования земель сельских территорий.

 Итак, общие принципы землепользования сельских территорий уже сформированы.

Однако, на сегодня еще нет совершенного законодательного механизма, а также отсутствуют рычаги, которые бы регулировали землеустройства сельских территорий в условиях оборота земельных участков с/х назначения.

Читайте на сайте о землях фонда перераспределения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *